Вопросы стратегического планирования в регионе обсудили члены и эксперты Совета с депутатом Госдумы от Краснодарского края

Вопросы стратегического планирования в регионе обсудили члены и эксперты Совета с депутатом Госдумы от Краснодарского края

В рамках депутатской региональной недели прошла встреча Эдуарда Кузнецова с заместителем председателя Совета, председателем комиссии по взаимодействию с органами МСУ Ольгой Малаховой и экспертом СПЧ Андреем Юрченко, а также депутатом Совета Новокубанского района Николаем Дегтяревым.

На встрече обсуждались вопросы стратегического планирования и их влияние на развитие региона. В настоящее время   Стратегия социально-экономического развития муниципальных образований и план мероприятий по реализации Стратегии могут разрабатываться по решению местных властей. Поэтому в ряде районов документы не утверждены, что снижает качество управления на местах.

Часто Стратегия на уровне муниципалитетов носит формальный характер, качество документов низкое, изменения в Стратегии не вносятся. Уже сейчас очевидно, что с 2010 года в городе Краснодаре наблюдается диспропорция “спроса и предложения” детских и школьных учреждений. Чуть позже, с 2015 года “провал” в демографической структуре охватил сферу высшего образования, по мере вхождения дефицитной когорты 1990-2005 гг. рождения в трудоспособный возраст возникнет “перекос” между спросом и предложением на рынке труда. Это потребует резкого повышения в структуре трудовых ресурсов доли работающих пенсионеров, целевой миграционной политики в отношении определенных возрастных групп трудовых ресурсов.

При этом имеется зависимость эффективности развития регионов и муниципалитетов от наличия и качества документов  стратегического планирования. Отсутствует обязанность и методология включения Национальных проектов в документы стратегического планирования. В большинство стратегий изменения, предусматривающие цели Национальных проектов, не внесены.

Необходимо дополнить Закон 172-ФЗ обязанностью включения в Стратегии целей, утвержденных указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и, прежде всего, учесть в Стратегиях показатели обеспечения граждан учреждениями образования, здравоохранения и культуры, также установить ответственность за невыполнение данных требований.

Это позволит избежать риска невыполнения социальных прав человека согласно Конституции РФ, а именно право на защиту от безработицы, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и образование.

В муниципальном образовании город Краснодар планируемая численность населения агломерации к 2030 году достигнет 3 млн. 200 тыс. человек; численность рабочих мест, созданных флагманскими проектами, запланирована на уровне 75 тыс. человек, наблюдается явная диспропорция: рост населения опережает рост количества рабочих мест и создание объектов социальной сферы и инфраструктуры. Очередь в детские сады растет также, как и нагрузка на школы. Нормы обслуживания в поликлиниках превышены многократно.

В большинстве муниципалитетов не выполняются требования Закона № 172-ФЗ в части соблюдения принципов сбалансированности системы стратегического планирования и ресурсной обеспеченности.  Часто муниципалитеты боятся обозначать объем средств, необходимых для достижения целей. Существуют сложности по подведомственности включения объектов в документы стратегического планирования, Например, малые степные реки Кубани, которые в отсутствие регулярной расчистки постепенно заиливаются и пересыхают. Информацией о состоянии таких водных объектов располагают органы местного самоуправления, однако у них отсутствуют полномочия по расчистке русел рек от ила и средства для решения проблемы. В результате очень медленно формируются документы для включения реабилитации степных рек Кубани в нацпроект «Экология». В Краснодарском крае, в отличие от Ростовской и Волгоградской областей, нет достаточных средств для финансирования расчистки степных рек, что создает риски утраты части плодородных почв Кубани.

Необходима также корректировка госпрограмм в соответствии с принципами стратегического планирования. В большинстве программ не в полной мере соблюдается принцип результативности и эффективности стратегического планирования. Так, например, целью государственной программы Краснодарского края “Социальная поддержка граждан” (постановление губернатора № 938 от 5.10.2015 г.) является создание условий для роста благосостояния отдельных категорий граждан и повышение доступности социального обслуживания населения. При этом первой задачей программы является обеспечение деятельности министерства труда и социального развития Краснодарского края и управлений социальной защиты населения в муниципальных образованиях Краснодарского края.     Кроме того, при реализации государственных и муниципальных программ зачастую план корректируется под факт по результатам истекшего года.

Эксперт комиссии Совета по взаимодействию с органами местного самоуправления Андрей Юрченко обратил внимание присутствующих на важность качества собранных данных, которые в последствии лягут в основу анализа данных для принятия решений. А цифры иногда не являются корректными. Второй принципиальный аспект данной проблемы – это наличие профессиональных специалистов в муниципальных образованиях.        Депутат Совета Новокубанского ​МО Николай Дегтярев отметил важность и своевременность разговора, так как пандемия нанесла серьезный удар по малому и среднему предпринимательству на Кубани, продолжается сокращение объёмов малого бизнеса, что требует включения дополнительных механизмов поддержки и стабилизации ситуации.        Заместитель председателя Совета кандидат социологических наук Ольга Малахова обратила внимание на важность ведения общественного мониторинга социальных процессов в Краснодарском крае.

Подводя итог рабочей встречи, Эдуард Кузнецов отметил, что состоявшийся разговор был конструктивным, обстоятельным и важным. Подобные встречи позволяют получать «обратную связь» с территорий края.