Реабилитация искусством. Уроки жизни от защитника прав инвалидов

Павел Снаксарёв рассказал «АиФ-Юг» о том, как «выйти в общество», несмотря на проблемы со здоровьем и объяснил, как правильно показать, что жить – интересно.

Председатель Краснодарского краевого общественного движения по защите прав и интересов инвалидов «Содружество» Павел Снаксарёв рассказал «АиФ-Юг» о том, почему настоящие профессионалы всегда интересны и готовы делиться опытом, который открывает детям новые возможности; в чём задача гражданского общества и почему настоящая благотворительность может быть только бескорыстной.

Досье

Павел Снаксарёв – председатель комиссии по доступной среде Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, член общественного Совета при Минздраве края, лауреат краевой поисково-просветительской экспедиции «Имя Кубани» в номинации «Благотворительное имя». Начал работать в 17 лет, дошёл до должности начальника цеха по ремонту телерадиоаппаратуры. Награждён орденом Трудовой Славы III степени.

Дело по душе

20 лет назад появилось общественное движение по защите прав и интересов инвалидов «Содружество», 11 лет в Краснодаре на его базе начал работу Центр реабилитации искусством, спортом и творчеством имени Николая Котлярова. Здесь в центре ребята – часто с серьёзными заболеваниями –  общаются с известными актёрами, художниками, педагогами, участвуют в занятиях и мастер-классах. Художники – Сергей Воржев, Анатолий Мельников, Анатолий Васильев, Людмила Мальцева, Людмила Кателевская, Сергей Нагорный, Константин Печуричко, Василий Медведовский, Вячеслав и Елена Кателевские, Светлана Казанцева, Константин Материй, Юлия Тагалаева – ведут, например, мастер-классы в рамках проекта «Творческие беседы об искусстве».

 «Наша главная задача – показать всем, что жить интересно, – объясняет Павел Снаксарёв. – Путей вокруг очень много, надо лишь выбрать дело по душе и по плечу. Нельзя уложить каждого в стандартное прокрустово ложе – все мы разные, даже кресла для космонавтов делают индивидуально. Мы работаем в комплексе, задействуем всю семью – не только ребёнка, но и маму, бабушку. И не учим какому-то определённому модному ремеслу – не наша это задача, зато «делаем голову», стремимся дать самое лучшее, через творчество, искусство, спорт, технику, и показать на собственном примере, как справиться с горем, тяжёлыми обстоятельствами, чему можно научиться у профессионала. Всё это помогает молодому человеку побеждать в дальнейшем».
«Существует государственный продукт: художественные школы, школы искусств, медицинские организации, центры трудоустройства, – говорит он. – Их основная задача – учить, лечить, помогать находить работу. А наша цель – как части гражданского общества – показать эти возможности, соединить, желающего заниматься человека с профессионалом в этой области. Я уверен, что любым делом должны заниматься профессионалы.

Чтобы показать, насколько многообразен мир вокруг и сколько возможностей есть у каждого, для детей и их семей устраивают встречи с мастерами своего дела.

«Настоящий профессионал всегда интересен и ребёнку, и взрослому – неважно, в какой он области специализируется, – продолжает Снаксарёв. – Центр волонтёрский – и здесь уже работает душа профессионала, на эту работу идут, уже понимая зачем. Тот же художник Анатолий Мельников расскажет и о золотом сечении, и о том, как делали краски средневековые мастера, и покажет, как правильно создавать композицию. Актёр Евгений Туренко – о нюансах своей профессии и огромной любви к театру. В апшеронском картинг-клубе «Юниор», работающем более 40 лет, тоже трудятся настоящие профессионалы, они знают всё о двигателях, коробках передач, технике безопасности.

Художники, актёры, технари открывают целый мир, когда показывают, рассказывают детям, отвечают на их вопросы. И когда наши ребята получают образование, они делают лучше и себя, и общество, на несколько порядков увеличивают шансы найти себя в этом мире. В итоге наши дети с какими-нибудь болячками или без оканчивают школы с медалями, поступают в вузы, рисуют, занимаются наукой. Сейчас двое ребят, в том числе с моим заболеванием, которое сопровождает меня с детства, поступили в университеты Краснодарского края».

По словам Павла Снаксарёва, центр давно перерос работу только с определёнными социальными группами: неполными семьями, сиротами и т.д. Да и социализироваться, то есть уметь «выходить в общество», нужно не только людям с проблемами со здоровьем.

«Мы работаем с кадетами президентского училища, казачьего кадетского корпуса атамана М.П. Бабыча, чтобы ребята, которые учатся военному делу и хотят стать элитой страны, видели всех, кто есть в обществе, – продолжает он. – Дети из кадетских корпусов, общаясь с талантливыми ребятами с проблемами со здоровьем, в будущем будут вести себя более адекватно. Социализировать в обществе надо всех, одно дело общаться дома, совершенно другое – выходить в неизвестность. И всегда надо уметь реагировать на любые внешние раздражители – не только приятные, но и агрессию, некачественно сделанную работу и т.д. Мы не хотим никого разделять, ведь все дети одинаковые – они все хотят общаться друг с другом. Был случай, когда наш «Рыжий» пришёл на занятия, на котором показывал навыки рисования, с выкрашенным в чёрный цвет ирокезом, и кадеты потом спрашивали: «А Андрюша когда придёт, он так интересно рассказывал?». То есть им вообще неважно, кто как выглядит».

За время работы Центр Николая Котлярова помог десяткам детей – они научились видеть мир во всём многообразии, поступили в вузы, расширили собственные горизонты. О точном количестве Снаксарёв говорить не берётся.

«Мы, русские люди, не так рациональны, чтобы вести подсчёт, – улыбается он. – Одного ребёнка всю жизнь сопровождаешь – пришёл к нам в шесть лет мальчик, а сейчас уже парень, третий курс начинает в университете. Другому – один раз поможешь, а потом через много лет встретишь, а он говорит: «Спасибо!».

Вопросу, что же заставляет думать не о себе, а о других, Павла Снаксарёва даже удивляет – разве можно, мол, по-другому. Как говорили в известном армянском мультфильме: «Делай добро и бросай его в воду».

«Когда общаешься с настоящим доктором, видишь в его глазах чувство собственного достоинства от хорошо выполненной работы, от того, что он помог человеку, – объясняет он. – То же самое видишь в глазах любого другого профессионала, готового бескорыстно отдавать, учить, помогать. Я вижу это в глазах всех профессионалов, с которыми общаюсь, – и художников, и, например, декана филологического факультета КубГУ Евгении Жирковой, заведующей кафедрой искусство костюма факультета архитектуры и дизайна КубГУ Ольги Зиминой или ректора КубГМУ Сергея Алексеенко».

Настоящая благотворительность не подразумевает никакой корысти и себялюбия. Профессионал отдаёт только потому, что по-другому не может – и пусть не всегда будет виден результат сразу, но его и не надо искать, не стоит, оказав человеку помощь, потом постоянно спрашивать: «Ну как?». Сейчас в моде, правда, другой стиль – помочь кому-то, а потом раструбить о своей «доброте» на всю страну. На мой взгляд, неправильно это.

Учёные, актёры, художники, чья работа стоит денег, откликаются на предложения Снаксарёва и работают с детьми волонтёрами. «Сколько ты ему заплатил?» – спрашивают некоторые, когда он в очередной раз привозит к детям в далёкую станицу известного художника или актёра. А нисколько, потому что – смотри выше – настоящий мастер всегда готов отдавать. Да, есть и исключения, люди, не готовые на бескорыстную помощь.

«Мы стараемся объединить достойных людей и помочь им отдавать то, что они накопили за годы работы, – рассказывает Снаксарёв. – Да, не все такие, но возраст даёт мне одно преимущество – общаться только с теми, с кем хочется, с кем по пути. Все мы разные, у каждого своя голова на плечах, а в ней собственные мысли. У каждого – своя правда, я не хочу никому ничего доказывать, давать оценки, заниматься нравоучениями».

В прошлом году девушка-сирота, которая сейчас работает в администрации Краснодара, вручила Снаксарёву диплом «Благотворительное имя Кубани». Когда она же во время прогулки с младшей сестрой снова увидела его, то сказала младшей: «Поздоровайся, это же Павел Борисович!» – «Какой Павел Борисович?» – удивилась та.

«Ну, тот, что художников к нам привозил, не помнишь что ли?».

«Как художники приезжали, проводили мастер-классы, показывали, рассказывали, учили – помню. А Павла Борисовича – нет».

«И это была лучшая похвала моей работе, – улыбается он и читает строки из своего стихотворения. – Недоказуемо, что сделал ты один/ Понять нельзя, как это получилось/ Ведь мир един и чувство справедливо/Твердит, один ты только, если нем…».

Источник: «АиФ-Юг»