26 сентября министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края проведен краевой межведомственный круглый стол «Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их индивидуальных особенностей в развитии, в частности детей с расстройством аутистического спектра».
В работе круглого стола приняли участие: Капралова Ольга Петровна, заместитель начальника отдела общего образования в управлении общего образования министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края; Снаксарев Павел Борисович, председатель Краснодарского краевого общественного движения по защите прав и интересов инвалидов «Содружество», комиссии по доступной, комфортной и безопасной среде Совета при Губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека; Шафоростова Татьяна Николаевна, главный специалист отдела общего и профессионального образования управления по образованию и науке муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края; Саатчян Лусинэ Григорьевна, детский врач – психиатр, заведующий общепсихиатрическим отделением для обслуживания детского населения № 5 государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Психоневрологический диспансер №3» министерства здравоохранения Краснодарского края; Силиванова Белла Борисовна, педагог-психолог отделения диагностики и разработки планов социальной реабилитации ГКУ СО Краснодарского края «Сочинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», член координационного совета по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра при губернаторе Краснодарского края; Потехина Надежда Васильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе государственного казённого образовательного учреждения школа-интернат № 2 г. Сочи; Рябцев Владимир Геранимович, руководитель ККОО ПМЦ «Православная Кубань»; Назарова Надежда Михайловна, дефектолог, поведенческий аналитик, президент АНО «Центр инклюзивного развития «Включи»; Попова Ольга Александровна, директор АНО по разработке и внедрению инклюзивных проектов «Моя Планета»; Губина Диана Геннадьевна, директор государственного бюджетного учреждения, осуществляющего психолого-педагогическую и медико-социальную помощь «Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края; Углава Яна Михайловна, педагог-психолог, руководитель Сочинского филиала ГБУ КК «Центр диагностики и консультирования».
В ходе работы краевого круглого стола обсуждены такие вопросы как:
– Муниципальная модель образования и комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройством аутистического спектра;
– Роль врача – психиатра в раннем выявлении риска расстройств аутистического спектра;
– Инновационные технологии в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста с расстройствами аутистического спектра;
– Формирование жизненной компетенции у обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
– Разработка и внедрение программ дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройством аутистического спектра;
– Создание и развитие комплексной инклюзивной системы для особых детей, подростков и взрослых – от детского сада, школы до тренировочной квартиры. Подготовка специалистов (тьюторов), как основных драйверов развития инклюзивных проектов;
– Чтение невербальными детьми адаптированных книг. Это реальность или миф?;
– Реализация основных направлений деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройством аутистического спектра в Сочинском филиале.
Опыт, представленный на круглом столе, показал свою эффективность благодаря выстроенному комплексному психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра, основанному на современных подходах и интегративных моделях помощи.
По завершению работы краевого круглого стола была принята резолюция:
- Продолжить межведомственное взаимодействие между учреждениями образования, здравоохранения и социальными службами для повышения эффективности комплексного сопровождения детей с ОВЗ, включая раннее выявление нарушений развития, обеспечение своевременной диагностики и коррекционной помощи.
- Усиливать подготовку и профессиональное развитие специалистов (тьюторов, педагогов, психологов), которые играют ключевую роль в сопровождении детей с особыми образовательными потребностями.
- Поддерживать инновационные проекты, направленные на адаптацию и интеграцию детей с РАС в образовательную и социальную среду, включая инициативы по разработке тренировочных квартир, проектов адаптированных книг и других образовательных технологий для невербальных детей.
- Укрепить работу по разработке комплексных инклюзивных систем для всех категорий детей с особыми образовательными потребностями, привлекая к работе НКО и общественные организации, активно участвующие в развитии инклюзивных проектов.
- Обратить внимание на важность ранней диагностики РАС и психиатрической помощи на стадии выявления рисков, а также внедрение эффективных практик работы с семьями детей с особенностями развития.
- Инициировать открытие на базе поликлиник и детской больницы г. Сочи отделений для проведения электрического эпилептического статуса сна, с целью ранней диагностики и мониторинга неврологических состояний у детей.
- Продолжить работу по повышению доступности образовательных услуг для детей с РАС и ОВЗ, расширяя систему поддержки и инклюзии на всех уровнях образования.
В период 2021-2024 гг. подобные круглые столы прошли в филиалах ГБУ «Центра диагностики и консультирования» Краснодарского края: Анапский, Армавирский, Новороссийский, Сочинский, Белореченский, Ейский, Курганинский, Лабинский, Новопокровский, Славянский, Тимашевский, Тихорецкий.