Павел Снаксарев рассказал о деятельности направления Инженерной Ассоциации края

Павел Снаксарев рассказал о деятельности направления Инженерной Ассоциации края

В настоящее время на Кубани действуют 12 нацпроектов из которых   для разговора о начальном кадровом потенциале современных предприятий для направления Инженерной Ассоциации предпочтителен проект: «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и предложение для развития данной темы, вносимые на слушаниях по исполнению бюджет 2023 года, звучат так:

– обеспечить поддержку предприятий в форме финансовой помощи для закупки оборудования и материалов, необходимых для проведения технических занятий школьникам и студентам.

– позволить предприятиям участвующим в программе нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» проводить заказ на целевое обучение обучающихся.

              Требования к предприятию для участия в программе:

– организации стажировок для школьников и студентов на предприятии, где они могут получить практические навыки работы с техническим оборудованием.

– организация мастер-классов и лекций от специалистов предприятий по техническим направлениям для школьников и студентов.

– создания партнерских образовательных программ между образовательными учреждениями и предприятиями, чтобы обеспечить обмен знаниями и опытом в области технического обучения.

– организация конкурсов и мероприятий с участием предприятий с целью стимулирования интереса школьников и студентов к техническим профессиям.

Данная поддержка позволит повысить интерес обучающихся к техническим специальностям, получать практические навыки, а также проводить качественную профориентационную работу и мероприятия по вводу в профессию.

Для предприятия данная поддержка позволит произвести модернизацию оборудования и расширить перечень выпускаемых товаров и предоставляемых услуг, увеличить количество рабочих мест, а также осуществить импортозамещение выпускаемых продуктов.

Для примера можно привести системную программу «Корпоративные лаборатории как среда формирования универсальных инженерных компетенций и трудового воспитания на примере лабораторий Кванториумов в рамках направлений Инженерной Ассоциации Краснодарского края.»

Сегодня Труд – это осознанная практика, уникальная среда становления деловых качеств, ответственности, целеустремленности. Это деятельность, которая становится эффективной с учетом особенностей возраста, интересов и физических возможностей детей. Отраслевая специфика экономики Краснодарского края определяет векторы формирования востребованных для региона программ обучения в образовательных организациях. Специалисты, необходимые региону в ближайшем будущем, уже сейчас получают дополнительное образование в технопарках «Кванториумов». Кванториум – это образовательное пространство, оснащенное высокотехнологичным оборудованием для проектной деятельности детей, это среда сотрудничества с реальным сектором экономики и трудового воспитания подрастающего поколения. Современные лаборатории Кванториума – это среда становления и развития навыков экспериментально-исследовательской, инженерно-технической деятельности школьников. Например, «Энерджиквантум» формирует навыки будущих архитекторов энергонулевых домов, занимающихся проектированием энергетически автономных домов; «Хайтек» – специалистов по усилению старых строительных конструкций и проектировщиков 3-D печати в строительстве, проектировщиков доступных инфраструктурных решений.

Взаимодействие с предприятиями

Опыт сотрудничества Кванториума г. Новороссийск и завода «РУССПЛАСТ» является первой в регионе практикой выполнения технического задания индустриального партнёра: дети стали проектировщиками конструктора, авторами дизайн-концепции коробки для конструктора, узнали о всех этапах изготовления кубиков конструктора в ходе промышленной экскурсии на предприятие. Такие практики формируют у детей современные надпрофессиональные и трудовые навыки, такие как ответственность, инициативность, кооперация, креативность, коммуникации и критическое мышление, развивают у детей трудолюбие, прививают уважение и ответственное отношение к труду, как своему, так и к чужому.

Перспективой успешного сотрудничества Кванториума и завода стало создание корпоративной лаборатории завода «РУССПЛАСТ» на базе «Хайтека». В учебной аудитории технопарка появился «уголок» предприятия с образцами полипропилена, демонстрацией образцов продукции завода, информацией о профессиях, востребованных сегодня в отрасли химической промышленности. Специалисты завода приглашены как эксперты на гостевые лекции и встречи с обучающимися, организованы рабочие проектные группы по выполнению технических заданий завода. Такие форматы «присутствия» реального сектора экономики в образовательном процессе позволил усилить профориентационный компонент и реально вводит в современную профессию. Один из индустриальных партнеров Кванториума – Новороссийский завод по производству тротуарной плитки и элементов благоустройства «Выбор – С». Планируемое техническое задание для кванторианцев «Промробоквантума» на летний период – разработка роботов по сортировке тротуарной плитки и разработка дизайна малых архитектурных форм – для «Промдизайна»

Для реализации данных целей МОБУ СОШ No 9 им. И.Ф. Константинова г. Лабинска осуществляет активное взаимодействие с индустриальными партнерами. Школа проводит презентации, круглые столы и хакатоны для потенциальных партнеров, на которых демонстрирует возможности совместной работы, участвует в образовательных программах и проектах компаний, а также привлекает спонсорскую поддержку для обновления лабораторного оборудования. Заключены договоры о сетевом взаимодействии с такими компаниями, как Ростелеком, IEK GROUP, HyperLine, ООО «Радар 02». Такое сотрудничество с предприятиями способствовало оснащению школы современным оборудованием и методическими материалами в телекоммуникационной сфере в области структурированных кабельных систем. Оснащение специальным оборудованием в данной области позволило школе стать единственной в России площадкой всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы» по компетенции «Структурированные кабельные системы».         

                           Взаимодействие с вузами

Сотрудничество с вузами и колледжами – важное направление, обеспечивающее преемственность подходов, методов проектного обучения. Один из партнёров Кванториума – Филиал КубГТУ (Политех), г. Новороссийск. Сотрудничество с вузом определено в направлении совместной сетевой реализации программ обучения «Введение в специальность», «Проектная деятельность» (для специальности СПО «информационные системы»). Студенты до 17 лет будут обучаться в лабораториях Кванториума на программах «ITквантума», участвовать в инженерных конкурсах и хакатонах.

Определено направление сотрудничества с Национальным исследовательским Томским государственным университетом. Оно  реализовано в вопросах повышения квалификации педагогов Кванториума, проведении совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских, опытно-технологических работ. В ходе реализации летних образовательных программ запланирована работа Молодёжного конструкторского бюро. В состав команды бюро войдут студенты ГМУ им. Адмирала Ф.Ф. Ушакова, кадеты Новороссийского казачьего кадетского корпуса Краснодарского края и обучающиеся инженерных профильных классов школ города.

Для того, чтобы обучающиеся МОБУ СОШ No9 им. И.Ф. Константинова г. Лабинска имели возможность ознакомиться с актуальными образовательными программами, условиями поступления, профессиональными направлениями и перспективами развития, в школе организовано сетевое взаимодействие с ведущими образовательными учреждениями не только Краснодарского края, но в всей страны. Это Кубанский государственный медицинский университет, Армавирский механико-технологический институт, Армавирский государственный педагогический университет, Северо-Кавказский федеральный университет, Казанский техникум информационных технологий и связи, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы “Колледж связи No 54” имени П.М. Вострухина.


Организованное сетевое взаимодействие способствует созданию дополнительных образовательных возможностей для учащихся. Благодаря программам стажировок, мастер-классам, лекциям и другим мероприятиям, школьники получают широкие возможности для профессионального роста и развития. Они знакомятся с различными областями знаний, приобретают практические навыки и опыт работы в профессиональной среде.


Важным аспектом сетевого взаимодействия является повышение уровня подготовки учащихся. Обмен знаниями и опытом между педагогами школ и преподавателями вузов способствует улучшению качества образования, адаптации учебных программ к современным требованиям и потребностям рынка труда.

Сетевое взаимодействие также способствует развитию учебных программ, соответствующих требованиям современного общества и рынка труда. Учебные заведения могут вместе работать над созданием инновационных образовательных программ, интегрировать современные технологии и методики обучения, что значительно повышает качество обучения.

В результате сотрудничества и реализации совместных проектов с вузами у обучающихся будут формироваться универсальные навыки инженера будущего:

1. Обладать экологическим мышлением;

2. Иметь навыки менеджера проекта;

3. Отличаться системностью мышления;

4. Уметь эффективно коммуницировать с людьми и работать в команде, периодически проявляя свои лидерские качества;

5. Уметь эффективно работать в условиях некоторой неопределенности;

6. Обладать знаниями в области робототехники, программирования и быть знакомым с искусственным интеллектом;

7. Обладать некоторыми художественными навыками;

8. Быть мультикультурными и мультиязычными;

9. Быть нацеленными на межотраслевые коммуникации и клиентоориентированными;

10. Быть нацеленными на рациональное и бережливое производство.

Представленный опыт Кванториума в области формирования универсальных инженерных компетенций и трудового воспитания уже получил поддержку и положительные оценки со стороны гражданского общества, а именно Совета при губернаторе Краснодарского край по содействию гражданского общества и правам человека.

Такая практика включения образовательных организаций, предприятий и институтов гражданского общества в важнейшие инженерные проекты позволит усилить работу по формированию универсальных инженерных компетенций у подрастающего поколения. Мы хотим, чтобы ребята выбирали профессиональный путь более осознанно и были погружены в отрасль, в которой хотят стать профессионалами. Одной из перспектив развития такого сотрудничества мы видим создание стажировочной площадки будущих инженеров, основными задачами которой станет ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии.