Эксперт рассказал, как измеряются рейтинги на выборах

Эксперт рассказал, как измеряются рейтинги на выборах

Измерение рейтингов, социологические опросы и исследования – традиционная часть предвыборных кампаний. Заглянуть в эту кухню изнутри мы попросили кандидата социологических наук Ольгу Малахову.

– Как проводятся опросы? Назовите их основные типы. Чем они отличаются друг от друга?

– Очень часто в избирательных кампаниях используется анкетный опрос, который относят к количественным исследованиям: он позволяет выяснить рейтинг кандидатов или партий, проблематику конкретной территории, возможный процент людей, планирующих участвовать в голосовании, и другие важные вопросы.

Так называемые уличники проводят в местах массового скопления людей. Они позволяют достаточно быстро набрать необходимое количество анкет, однако дают по разным причинам и высокую степень погрешности. Соответственно, и количество выбракованных анкет респондентов будет более высоким.

Другой вид опроса, «квартирники», проводится в местах проживания респондентов. Он дает меньшую степень погрешности при правильном его проведении. Возможно проведение опроса на работе, в учебном заведении, онлайн, по почте, по телефону. В зависимости от цели опроса, специфики электората, территории, климата, ментальности, необходимой степени погрешности выбирается его метод и форма.

Есть еще фокус-группы. Это уже качественные методы исследования, позволяющие с помощью небольших групп людей изучить возможные особенности восприятия агитационных материалов кандидатов или мотивы принятия избирателями решения об участии в голосовании и т. д.

– Можно ли верить опросам? Кто выступает их заказчиками?

– Для меня здесь принципиально другое: кто проводит опрос?
С какой целью публикуется данная информация? И: «А был ли мальчик, т.е. опрос?»

Нужно четко разделять социологию и социологические исследования от агитационных мероприятий и всяких интерпретаций для информационной кампании. Если проводился опрос профессиональной командой, которая ставила своей целью получить срез общественного мнения по конкретной проблеме и были соблюдены необходимые требования, то результаты опроса могут считаться корректными. Однако исказить или интерпретировать даже качественные данные можно легко. И это уже к социологии не имеет прямого отношения.

К сожалению, при проведении агитационных мероприятий можно столкнуться с тем, что корректный сбор данных в реальности не проводился. Вместо настоящего исследования на интернет-ресурс, куда заходит небольшая группа людей с устойчивым, четко сформированным мнением о чем-либо, вывешивалась якобы анкета. Фактически это было несколько вопросов, которые мало что дают для понимания процессов. И в результате мы имеем дело с грубо выполненным, по сути, «формирующим» опросом. А его выдают за качественно проведенное исследование. Мы называем такие приемы манипулятивной техникой из разряда «серых» или «черных технологий», в зависимости от степени того вреда, который они наносят.

Есть и такой прием: выходит информационная статья о якобы проведенном исследовании. Но там нет никаких рамок и необходимых параметров опроса, а пишут откровенную ложь. Внимание при этом привлечено, материал люди обсуждают, узнаваемость кандидата растет, деньги отработаны.

К социологии такие явления не имеют никакого отношения.

– Какие личные качества нужны, чтобы участвовать в проведении опросов?

– Проведение опроса – это профессиональное общение с людьми. Представьте, с чем может столкнуться анкетер, обращаясь к конкретному респонденту, особенно если он еще даже не видит его, а только звонит в дверь. С плохим настроением, если у человека не ладится жизнь. С домашней собакой, с компанией нетрезвой молодежи. Анкетер должен всегда быть корректным, спокойным и доброжелательным.

Важно уметь качественно собирать необходимую информацию, даже если респондент плохо слышит или имеет сложности с речью, не до конца формулирует свою точку зрения.

В такой ситуации нужно быстро принимать решение: стоит ли вступать в коммуникацию, когда нужно остановиться и прервать опрос, насколько в принципе получаемая информация корректна и пригодна для последующей работы с ней.

Словом, для проведения опроса нужны терпение, коммуникабельность, корректность в общении, понимание человека и его мотивов.

Источник: https://ki-news.ru/2021/08/10/ekspert-rasskazala-kak-izmeryayutsya-rejtingi-na-vyborah/