В Краснодаре состоялось расширенное заседание комиссии по развитию гражданского общества Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека

В Краснодаре состоялось расширенное заседание комиссии по развитию гражданского общества Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека

Заседание прошло 15 ноября в актовом зале Краснодарского общественно-политического центра по предложению председателя Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека Андрея Зайцева.

На встрече обсуждался вопрос о системе наделения глав муниципалитетов на Кубани полномочиями, в том числе целесообразности проведения референдума о возвращении прямых выборов глав муниципалитетов.

В заседании приняли участие председатель Совета, председатель и члены комиссии по развитию гражданского общества – представители Краснодарской региональной просветительской общественной организации «Знание», Межрегиональной общественной организации «Ресурсный социально-правовой центр», Краснодарского регионального представительства Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», Краснодарской краевой общественной организации «Центр прикладной социологии и политологии», Краснодарского краевого общественного движения по защите прав и интересов инвалидов «Содружество», Межрегиональной общественной организации «Центр содействия альтернативному разрешению споров», Краснодарской региональной общественной организации социально-экономического развития «Деловая Кубань», репутационно-аналитического агентства «Интернет-коммуникации», эксперты в сфере юриспруденции, политологии, представитель Избирательной комиссии Краснодарского края.

Приглашенные ранее представители инициативной группы граждан – общественные активисты Давид Канкия, Леонид Запрудин, Дмитрий Валькович не явились на заседание комиссии Совета.

Открывая обсуждение, председатель Совета Андрей Зайцев отметил, что прежде чем приступать к проведению такой масштабной кампании как краевой референдум, со столь серьезными  финансовыми затратами и привлечением большого количества людей, уместно проанализировать динамику муниципальных выборов  в крае за последние пять лет, предшествовавших принятию действующего порядка наделения полномочиями глав муниципальных образований. Только с 2009 по 2014 год на Кубани прошло более 1700 избирательных кампаний. За эти годы в силу различных причин на территории отдельных муниципалитетов выборы глав проходили по нескольку раз (например, в Ленинградском и Тбилисском районах – трижды).

В ходе обсуждения поднятой темы представитель Избирательной комиссии Краснодарского края Александр Конев отметил, что в поддержку инициативы проведения референдума Краснодарского края, необходимо собрать подписи более 81 тысячи избирателей, зарегистрированных на территории края – это 2 % от общего числа участников референдума, а для признания референдума состоявшимся необходимо участие более 50% всех избирателей – это более 2 млн. человек. Но по опыту проведения региональных выборных компаний средняя явка избирателей составляет 42-46%.  Решение признается принятым на референдуме, если за него проголосовало более 50 % участников, то есть более 1 млн. избирателей Кубани. Все это потребует существенных финансовых и организационных затрат при отсутствии гарантий, что эти ресурсы не будут потрачены зря.

Также участники заседания отметили, что надо внимательно изучить социологическую картину отношения населения к инициативе по проведению референдума – действительно ли жители Кубани считают этот вопрос первоочередным и приоритетным? Ведь затраты на выборочное (по различным зонам Краснодарского края), но, вместе с тем, репрезентативное (учитывающее мнение не только 21 члена инициативной группы) социологическое исследование на несколько порядков ниже затрат на краевой референдум.

Участники обсуждения обратили внимание на необходимость рассмотрения  финансовой стороны вопроса, что актуально в непростых экономических условиях сегодняшнего дня. За пять последних лет действия прежней системы выборов глав муниципальных образований общая сумма бюджетных средств, потраченных на выборы глав городов и районов, составила  около 150 миллионов рублей. А сама стоимость проведения краевого референдума сопоставима со стоимостью такой избирательной кампании,  как выборы депутатов ЗСКК в 2017 г., т.е. более 300 млн. руб. Это равно стоимости детского сада или типовой школы.  В связи с этим возникает вопрос – почему не использовать имеющейся механизм законодательной инициативы, не требующий подобных затрат?

Члены Совета и эксперты отметили, что необходимо ответить и на такой вопрос: всегда ли способ формирования органов власти напрямую определяет их эффективность и дееспособность (полезно будет узнать мнения глав МО, имевших как опыт избрания, так и опыт «назначения», председателей местных советов и др. практиков муниципального управления). Какова сегодня роль муниципального депутатского корпуса, который в постоянной связи с избирателями должен непосредственно формировать исполнительную муниципальную власть, а также контролировать ее работу?

По итогам обсуждения участники заседания определили, что широкое общественное обсуждение этой инициативы, начатое Советом, следует продолжить в экспертно-консультативных советах Законодательного Собрания Краснодарского края, а также на круглых столах с участием партий и движений, представленных в нем.