В Сочи прошел круглый стол на тему  «Участие общественности Краснодарского края в принятии экологически значимых решений»

В Сочи прошел круглый стол на тему «Участие общественности Краснодарского края в принятии экологически значимых решений»

8 октября 2017 г. в рамках проведения 32 сессии Адлерских чтений – Всероссийской научно-просветительской конференции «ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ», состоялось заседание круглого стола на тему «Участие общественности Краснодарского края в принятии экологически значимых решений».

DSC_0414В его работе приняли участие представители следующих общественных структур:

  • Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека;
  • Общественного экологического совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края;
  • Постоянно действующего Общественного экологического совета при Главе г.Сочи;
  • Общественной палаты Краснодарского края;
  • Общественной палаты города Сочи;
  • Краснодарской краевой общественной организации Всероссийского общества охраны природы;
  • Сочинского городского отделения ВОО «Русское географическое общество»;
  • Торгово-промышленной палаты города Сочи.

DSC_0381В ходе круглого стола были заслушаны  доклады на темы:

  1. Участие общественности г. Сочи в принятии экологически значимых решений (Платонов А.П., Зобнин А.В.);
  2. Проблемы озеленения городов России на примере г. Сочи (Зюзин А.Н.);
  3. Проблемы и перспективы ООПТ на территории г. Сочи (Иваненко Ф.К, Набережная Ю.Ю., Шестак Л.Н.);
  4. Предложения Постоянно действующего Общественного экологического совета при Главе города Сочи по решению проблем размещения, очистки и утилизации ТКО на территории г. Сочи (Рогач А.В.);
  5. О совершенствовании правовых механизмов организации и проведения общественных обсуждений на территории муниципальных образований Краснодарского края (Сергеева М.И., Мнацеканов Р.А).

По итогам обсуждения выступлений участниками заседания приняты РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Участие гражданского общества в принятии экологически значимых решений является одним из действенных механизмов развития гражданского общества и конструктивного взаимодействия в решении экологических проблем.

Ознакомившись с деятельностью постоянно действующего Общественного экологического совета при Главе г.Сочи, созданного 18 ноября 2015 года, участники «круглого стола» рекомендуют:

1.1. Общественному экологическому совету при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края рассмотреть практику эффективной организации деятельности постоянно действующего Общественного экологического совета при Главе г.Сочи с целью тиражирования данного опыта в муниципальных образованиях Краснодарского края.

1.2. Использовать площадку постоянно действующего Общественного экологического совета при Главе г.Сочи в качестве эффективного инструмента для привлечения институтов гражданского общества к участию в разработке мер по сохранению благоприятной окружающей среды и осуществлению природоохранной деятельности совместно с органами государственной власти и местного самоуправления.

  1. Проблема озеленения населенных пунктов является одной из актуальных для большинства регионов Российской Федерации. Особенно остро она стоит в условиях крупных городов, городских агломераций и курортных территорий. Одним из действенных механизмов решения проблем в данной сфере, позволяющих максимально полно учесть природные особенности населенного пункта, является принятие муниципалитетом «Правил создания, содержания и ухода за зелеными насаждениями на территории муниципального образования», разработанных с учетом существующих нормативно-правовых норм и опыта субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день это самый короткий путь для сохранения и приумножения субтропического наряда Сочи. Комиссия по зеленым насаждениям постоянно действующего Общественного экологического совета при Главе г.Сочи готова предложить на рассмотрение проект данных Правил.

В настоящее время аналогичный акт федерального уровня «Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ», утвержденный в 1999 году, требует актуализации. За прошедшие 18 лет многие рекомендации в этом документе просто устарели и не соответствуют современному уровню знаний, а ряд важных и необходимых требований в области создания и охраны зеленых насаждений в городах и вовсе отсутствует.

Для реализации данных предложений участники заседания считают необходимым рекомендовать Законодательному Собранию Краснодарского края:

2.1. Внести изменение в пункт 4 статьи 3 закона Краснодарского края от 23 апреля 2013 г. № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае», предусмотрев возможность самостоятельной разработки и принятия муниципалитетами «Правил создания, содержания и ухода за зелеными насаждениями», отражающих специфику населенных мест конкретного муниципального образования Краснодарского края.

2.2. Рассмотреть возможность инициирования внесения изменений в Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации. МДС 13-5.2000 (утв. приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г. № 153), с целью приведения их в соответствие современным требованиям.

  1. Актуальность вопросов сохранения особо охраняемых природных территорий (ООПТ) определена уникальностью природных комплексов и объектов территории города-курорта Сочи. Сохранение лесных массивов и зеленых зон в черте населенных пунктов является гарантом долгосрочного сохранения курортно-рекреационных свойств федерального курорта.

Однако, в последнее время в данной области отмечен ряд проблем. Так, существенно ухудшилось состояние каскада прудов нижней части «Парка «Дендрарий», являющегося ООПТ федерального значения и объектом культурного наследия федерального значения. Возможной причиной данного явления стало возведение в верхней части ручья Худековский, питающего данные пруды, многометровой железобетонной плотины, расположенной в непосредственной близости от границ парка.

В настоящее время, в связи принятием Постановления Правительства РФ от 25.06.2013 года № 534 «О расширении территории Сочинского национального парка» и Постановления Правительства РФ от 19 июня 2017 года № 729 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства РФ от 25 июня 2013 года № 534» границы Сочинского национального парка существенно изменились, особенно в его южной части, граничащей с городом Сочи. Данная ситуация внесла значительные изменения в обоснование легитимности существования ряда ООПТ регионального значения, ранее находящихся на территории ООПТ федерального значения.

Необходимо отметить, что в Едином государственном реестре прав на недвижимость зарегистрировано право собственности муниципального образования город-курорт Сочи на ряд данных земельных участков на основании заявлений представителей муниципального образования город-курорт Сочи и территориального управления Росимущества, а также распоряжения территориального управления Росимущества в Краснодарском крае от 26.10.2016 года № 825-р «О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в собственность мо город-курорт Сочи».

Обсудив заслушанные доклады, участники заседания рекомендуют:

  • С целью сохранения оздоровительных и рекреационных факторов городской среды Администрации муниципального образования г.-к. Сочи:

– рассмотреть вопрос о выделении особо ценных лесных участков из состава федеральных земель передаваемых ФГБУ «Сочинский национальный парк» городу Сочи для создания зелёных зон и придания им статуса ООПТ местного значения в категориях, определенных законом Краснодарского края «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края»;

– обеспечить отражение границ земельных участков, предлагаемых для создания зеленых зон и ООПТ местного значения, в схеме территориального планирования муниципального образования г.-к. Сочи, генеральном плане и правилах землепользования и застройки г.-к. Сочи, актуализация которых осуществляется в рамках исполнения муниципального контракта от 26.05.2017 года №1/ок/ДАГиБ/2017 по внесению изменений в Генеральный план городского округа «город Сочи».

  • Рекомендовать Министерству природных ресурсов Краснодарского края:

– провести работы по актуализации данных об ООПТ регионального значения, частично или полностью выведенных из состава ООПТ федерального значения «Сочинский национальный парк» в связи с изменением ее границ;

– утвердить площади, границ, функционального зонирования (при необходимости) для ООПТ регионального значения, выведенных из состава ООПТ федерального значения «Сочинский национальный парк»;

 

– провести работы по корректировке границ, площади и, при необходимости, установлению функционального зонирования для ООПТ регионального значения частично выведенных из состава ООПТ федерального значения «Сочинский национальный парк»;

– внести сведения об ООПТ регионального значения, выведенных из состава ООПТ федерального значения «Сочинский национальный парк», в Единый государственный реестр недвижимости и Схему территориального планирования Краснодарского края.

  • Постоянно действующему Общественному экологическому совету при Главе г.Сочи совместно с заинтересованными общественными организациями:

– определить особо ценные участки, рекомендуемые для создания ООПТ регионального или местного значения, на территории не входящей в новые границы ООПТ федерального значения «Сочинский национальный парк»;

– рассмотреть вопрос о соблюдении природоохранных норм и обоснованности проектных решений при строительстве в верхней части Худековского ручья (кадастровый участок 23:49:0302006:23) противооползневых сооружений и укреплению земельного участка от оползневых процессов, а также возможном влиянии данного строительства на состояние каскада прудов нижней части «Парка «Дендрарий», являющегося ООПТ федерального значения и объекта культурного наследия федерального значения. О результатах информировать администрацию г.-к. Сочи.

  1. Проблемы размещения, очистки и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории г. Сочи в последние годы стала одной и актуальных экологических проблем курорта. В настоящее время территория федерального курорта Сочи является потенциальной площадкой для реализации высокотехнологического и уникального для России научно-технического проекта по утилизации ТКО. Для этого необходима реализация комплекса мер в двух направлениях:

1) Оперативные меры по снижению, минимизации, локализации негативного воздействия на окружающую среду в текущей обстановке:

  • комплексный аудит исполнения муниципальных контрактов по утилизации, промежуточному складированию и вывозу ТКО;
  • определение дополнительных технических и материальных ресурсов для оперативного вывоза ТКО в случае выявления фактов ненадлежащего исполнения либо обнаружения ошибки в предварительных расчётах объемов, сроков и путей вывоза ТКО;
  • предоставление транспортно-логистических ресурсов из резервных источников, с последующей компенсацией за счёт нерадивых исполнителей.

2) Стратегические меры:

  • разработка и реализация технологических концепций для устойчивого развития с учётом уникальных факторов курорта:
  • создание экспертной межведомственной рабочей группы;
  • проведение технологического конкурса в рамках международной конференции с публичными защитами эколого-технико-экономических предложений, по итогам которого возможно определение генерального подрядчика с практическим опытом реализации комплексных программ утилизации ТКО, в том числе путем создания государственно-частного партнерства;
  • участие проекта в системе добровольной сертификации на экоустойчивость по программе НП «САР-СПЗС»;
  • рассмотрение целесообразности и обоснованности объединения технологий для формирования синергетического эффекта;
  • привлечение федеральных источников софинансирования (ФГУ «Фонд содействия реформированию ЖКХ», ФГУ «Некоммерческое партнерство содействия развитию деятельности по обращению с отходами» и др.);
  • постоянная публичность принятых решений и порядка реализации программы.

Успешное решение вопросов на территории федерального курорта позволит подготовить оптимизированные технологические пакеты для других муниципальных образований Краснодарского края. По мнению экспертов постоянно действующего Общественного экологического совета при Главе г.Сочи у региона достаточно экспертно-технической компетенции для руководства и реализации первоочередных и стратегических задач в рамках концепции стратегического развития Краснодарского края до 2030 года. Однако, решение задачи утилизации ТКО в пределах Сочинской курортной агломерации возможно только при взаимодействии вертикали «Федерация-Регион-Муниципалитет».

Обсудив заслушанную информацию, участники заседания считают необходимым:

4.1. Рекомендовать министерству ТЭК и ЖКХ Краснодарского края выступить с инициативой проведения в 2018 году в г.-к. Сочи технологического конкурса в рамках международной конференции с публичными защитами эколого-технико-экономических предложений по утилизации ТКО на территории федерального курорта Сочи, с широким привлечением в его участии специалистов бизнес-структур и общественности.

  1. Участие общественности в обсуждении проектов хозяйственной деятельности способных оказать воздействие на условия жизни населения, окружающую среду и социальную обстановку, является одной из ключевых демократических норм, гарантированных гражданам России. Право граждан на участие в принятии значимых управленческих решений закреплено Конституцией РФ и развито рядом федеральных и региональных законов и нормативных актов. В то же время законодательно этот процесс не доведен до логического конца, так как на уровне ряда муниципальных образований, которые обязаны осуществлять на практике указанные выше демократические нормы, до настоящего времени не приняты соответствующие нормативные акты.

Недостаточная прозрачность механизмов принятия решений о хозяйственной деятельности зачастую является причиной возникновения конфликтов между властью и бизнесом, с одной стороны, и широкими слоями населения, с другой.

Анализ наличия муниципальных актов, определяющих порядок организации и проведения общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, показал, что за прошедший год, количество муниципалитетов, их имеющих, увеличилось в 4 раза. Это было достигнуто благодаря инициативе Краснодарской краевой общественной организации ВООП и Обособленного подразделения «Российский Кавказ» Всемирного фонда природы при участии министерства природных ресурсов Краснодарского края и Прокуратуры Краснодарского края, разработавших модельный нормативный акт, который был направлен в муниципальные образования Краснодарского края и рекомендован к принятию. Однако, данная работа требует завершения.

Учитывая предоставленную информацию, участники «круглого стола» считают необходимым:

5.1. Продолжить работу по совершенствованию правовых механизмов организации и проведения общественных обсуждений на территории муниципальных образований Краснодарского края.

5.2. Рекомендовать муниципальным образованиям Краснодарского края:

  • обеспечить широкий доступ к муниципальным актам, определяющим порядок организации и проведения общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, путем публикации на сайтах администраций городов и районов Краснодарского края;
  • провести анализ соответствия ранее принятых аналогичных муниципальных актов положениям модельного акта и устранить выявленные нарушения;
  • определять ответственной за проведение общественных обсуждений структуру администрации муниципального образования курирующую вопросы охраны окружающей среды;
  • обеспечить включение в состав комиссий по организации общественных обсуждений представителей общественных организаций муниципалитета.

Рекомендации «круглого стола» будут рассмотрены на ближайшем заседании Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека и после принятия соответствующего решения направлены от имени Совета в ответственные ведомства и инстанции.